История и культура города
Историческая справкаОбратившись к истории Светлогорска (бывшего Раушена, нем. Rauschen), необходимо начать не с немецкого, а с прусского (языческого) периода этой земли. Поселение, получившее впоследствии имя Раушен, а ещё позднее — Светлогорск, располагалось на северной оконечности Самбийского полуострова (Замланда). Первое упоминание языческого поселения на месте Раушена происходит в 1258 году, тогда это поселение пруссов и куршей, расположенное в низине между двумя дюнами, насчитывало не более десятка рыбацко-крестьянских дворов, жители которых занимались рыбной ловлей и охотой. Поселение называлось Русе-мотер, что на самбийском диалекте прусского языка означало «край погребов». Когда рыцари Тевтонского ордена покорили Самбию, «Русе-мотер» они переименовали в «Раусе-мотер». Затем в «Рауше-мотер», а далее просто в «Рауше».
С 1458 года в официальных бумагах упоминается окончательный вариант: «Раушен». Тогда барон Альбрехт фон Равшен (Rawschen) получил восточнее поселение 64 га земли, и постепенно название преобразовалось с учетом его фамилии. Совершенно случайно это название совпало с неопределенной формой немецкого глагола «шуметь», «шелестеть», что нередко становилось причиной неправильного истолкования его происхождения. Орденские братья задали жизни посёлка новое направление: они перегородили ручей Катценбах (Кошачий ручей), впадающий в пруд, и установили на ручье мельницу. С этих пор пруд стал называться Мюлен-тайх (Мельничный), а мельничное дело стало основным для жителей посёлка. В орденские времена это была самая крупная мельница на Замланде. В самом начале 19 века в Европе путешествия и отдых с купаньем в море сделались модными, и эти места стали посещать отдыхающие, здесь стали останавливаться путешественники. Так как доступ к морю был затруднён песчаной дюной, то местом проживания и отдыха были живописные уголки Мельничного пруда. Возле мельницы открылся трактир, появились новые дома. В Раушене стали строиться уютные виллы и пансионаты, и вскоре подводы с мешками зерна стали теряться среди экипажей с курортниками, баулами и жёнами в воздушных шляпках. Официально Раушен как курорт был открыт 24 июня 1820 года. Реальным же стимулом, вызвавшем к жизни Раушен в качестве курорта национального значения, было посещение Раушена в 1840 году, после своей коронации, королём Фридрихом-Вильгельмом IV. Здешние места очаровали его своей романтичностью. По велению короля начали усиленно озеленять береговую дюну, сооружать удобные спуски к морю, укреплять морскую набережную.Однако, несмотря на придание официального статуса и внимание коронованной особы, обустройство курорта большею частью оставалось инициативой частных лиц. Может быть, поэтому до начала 20 столетия Раушен оставался тихим и немноголюдным местечком. Популярность города как курорта существенно возросла с 1900 года, когда проложили железную дорогу от Кёнигсберга до станции Раушен/Орт (ныне Светлогорск-1), продлённую в 1906 г. до станции Раушен/Дюне (Светлогорск-2). Поезда теперь могли подъезжать ближе к морю, и курорт стал гораздо доступнее для многих жителей Кёнигсберга. Положительную роль как в развитии курорта, так и в привлечении отдыхающих сыграл ипподром, открытый в Раушене обществом наездников. Город стал разделяться на две части: нижнюю — около пруда, и верхнюю (выше на 40-50 м) у моря. Верхний посёлок располагался примерно на высоте 40 м над уровнем моря, поэтому приятным событием в его жизни явилось открытие в 1912 году фуникулёра — наклонной рельсовой дороги для доставки курортников к морю и обратно. Обустройство курорта не могло обходиться без обустройства пляжных территорий. В 1908 году на берегу моря на сваях была построена деревянная прогулочная палуба-променад, к нему вели несколько спусков-серпантинов. Из наиболее известных личностей в первой половине 19 века здесь часто отдыхал пианист и композитор Отто Николаи, автор знаменитой комической оперы «Виндзорские проказницы» по Шекспиру; гораздо позднее, в 20 веке — Томас Манн и Кете Кольвиц. В первые годы ХХ века в Раушене частными лицами было развёрнуто усиленное строительство загородных домов, вилл, пансионатов, особенно в верхней части курорта.
Здания имели архитектурные формы с элементами фахверка, неоготики, модерна и хорошо вписывались в ландшафт. В центре Раушена, став своеобразным символом города, в 1900—1908 гг. в стиле национального романтизма была возведена башня водолечебницы архитектора Кукука из Кенигсберга. Уже тогда помимо водного лечения — морских, углекислых и других ванн, — санаторными заведениями города практиковалось грязевое, электрическое и световое лечение, лечебный массаж. Под шлемовидной крышей башни располагалась смотровая площадка для обзора окрестностей. Некоторые здания города построены благотворительным обществом, которое состояло из местных и приезжих предпринимателей и состоятельной части интеллигенции. Начиная с 1841 года это благотворительное общество вместе с курортниками выпускало типографским способом газету «Гостеприимный Раушенец». Попечением общества был выстроен, например, дом для престарелых учительниц и городская Евангелическая кирха, возведённая в 1903—1907 гг. Кирху освятили 7 июля 1907 года; строилась она по проекту архитекторов Вихмана и Кукука в неороманском стиле с элементами модерна. Достопримечательностью кирхи был резной деревянный алтарь, созданный архитектором Герингом. В годы Первой мировой войны Раушен стал «филиалом» военного ведомства Германии — гражданские лица были почти вытеснены лечившимися и отдыхающими немецкими офицерами. После Первой мировой Раушен обзавёлся электростанцией и канализационной сетью. Местную власть в городе представлял муниципалитет, мэр одновременно являлся комиссаром курорта. Курортная служба разбивалась на две части: медицинская и хозяйственная. В период с 1 июня по 15 сентября (официальный курортный сезон) каждый прибывший на курорт обязан был в 24 часа встать на учёт в комиссариате курорта и внести в его кассу определённую сумму. О количестве отдыхающих можно судить по числу индивидуальных закрывающихся кабин — на всех пляжах их общая численность достигала 3 тысяч. В разгар сезона в верхней части города функционировало около 20 гостиниц, отелей и пансионатов, ресторанов и кафе. Большая часть из них в зимний период закрывалась.
К началу Второй мировой войны город представлял собой высокоразвитый европейский курорт с сетью гостиниц и лечебных баз. 14 апреля 1945 года, практически без разрушений, город был взят советскими войсками. В 1946 году Восточная Пруссия была переименована в Калининградскую область, а с 1947 года город стал носить название Светлогорск. Тогда же он стал использоваться как курорт местного значения, а с 1971 года - республиканского. В советский период курорт получил свое дальнейшее развитие. В это время были построены практически все ныне действующие санатории, пансионаты, дома отдыха и детские оздоровительные лагеря. Светлогорск стал одной из самых привлекательных здравниц на территории СССР. В постсоветский период курортная специализация становится единственным магистральным направлением развития округа. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 года Светлогорску был присвоен статус курорта федерального значения. С тех пор, помимо своего основного направления развития – курортно-туристического, – город стал позиционировать себя как культурно-деловой центр. Здесь проводятся международные конференции, саммиты, различные фестивали искусств, творческие мастерские, конкурсы, концерты. Светлогорск – центр проведения фестиваля Искусств «Балтийские сезоны», кинофестиваля «Балтийские дебюты», Международного пленэра художников – живописцев «Светлогорские глезы Раушена», Чемпионатов мира по интеллектуальному спорту «Что? Где? Когда?». В настоящее время к памятникам историко-архитектурного наследия отнесены 120 зданий и сооружений, находящихся на территории СГО, в том числе: морская водолечебница с водонапорной башней, Органный зал компании «Макаров» (бывшая католическая капелла «Мария, Звезда моря»), «Охотничий домик» архитектора Геринга, Дом-музей скульптора Германа Брахерта (пос. Отрадное).
Достопримечательностями Светлогорского района являются также православная церковь Преподобного Серафима Саровского (бывшая Евангелическая кирха 1907 года) и православная часовня в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» 1994 года, здание отеля «Старый Доктор» ( бывший пансион «Танненхоф»), скульптуры «Нимфа» (1938 г.) и «Несущая воду» (1944 г.) Германа Брахерта, современная «Царевна-лягушка» Олега Мелехова (2006 г.).
Современный Светлогорск – это настоящая культурная столица янтарного края, прекрасный целебный уголок природы, всегда готовый подарить своим гостям здоровье и бодрость и оставить наилучшие впечатления от встречи с балтийским побережьем самой западной области России.
В 2008 г. Раушен - Светлогорск отметил свое 750-летие.