Туристическая инфраструктура

История курорта Раушен - Светлогорск

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. История – это хранительница памяти народа.

Этот путеводитель адресован всем тем, кто интересуется историей нашего города. Ведь только изучив историю места, вы получите представление о традициях, культуре и быте народа, его ценностях. Надеемся, что даже краткое знакомство с историей нашего города позволит вам полюбить его.

Первое упоминание языческого поселения на месте Раушена относится к 1258 году. Тогда это поселение пруссов именовалось Рузе-Мотер, что в переводе со старо-прусского означает «погребное место» («край погребов»).

Располагался Рузе-Мотер на берегу нынешнего озера Тихое, отделённого от моря высокой береговой дюной. Жители его занимались рыбной ловлей и охотой. Пришедшие сюда в XIII веке рыцари Немецкого (Тевтонского) ордена сначала называли посёлок «Рауше-мотер», а с XIV века, по созвучию с неопределённой формой немецкого глагола «раушен» (шуметь, шелестеть) — Раушен. Орденские братья задали жизни посёлка новое направление: они перегородили ручей Катцбах, впадающий в озеро, и установили на ручье мельницу. С этих пор озеро стало называться Мюлентайх (Мельничный пруд), а мельничное дело стало основным для жителей посёлка. В орденские времена это была самая крупная мельница на Замланде.

Около двух столетий назад произошёл ещё один поворот в развитии посёлка, теперь уже как курортного местечка. В самом начале XIX века в Европе путешествия и отдых с купаньем в море сделались модными, и эти места стали посещать отдыхающие, здесь стали останавливаться путешественники. Так как доступ к морю был затруднён песчаной дюной, то местом проживания и отдыха стали живописные уголки озера. Возле мельницы открылся трактир, появились новые дома. В Раушене стали строиться уютные виллы и пансионаты, и вскоре подводы с мешками зерна стали теряться среди экипажей с курортниками, баулами и дамами в воздушных шляпках.

Официально Раушен как курорт был открыт 24 июня 1820 года. Реальным же толчком, вызвавшим к жизни Раушен в качестве курорта национального значения, было посещение Раушена в 1840 году, после своей коронации, королём Фридрихом-Вильгельмом IV. Здешние места очаровали его своей романтичностью. По велению короля начали усиленно озеленять береговую дюну, сооружать удобные спуски к морю, укреплять морскую набережную. Однако, несмотря на придание официального статуса и внимание коронованной особы, обустройство курорта большею частью оставалось инициативой частных лиц. Может быть, поэтому до начала XX столетия Раушен оставался тихим и немноголюдным местечком.

Некоторые здания города построены благотворительным обществом, которое состояло из местных и приезжих предпринимателей и состоятельной части интеллигенции. С 1841 года, это благотворительное общество вместе с курортниками  начало выпускать типографским способом газету «Гостеприимный Раушенец».

Популярность города как курорта существенно возросла с 1900 года, когда

проложили железную дорогу от Кёнигсберга до станции Раушен-Орт (ныне

 Светлогорск-1), продлённую в 1906 г. до станции Раушен-Дюне (Светлогорск

- 2). Поезда теперь могли подъезжать ближе к морю, и курорт стал гораздо доступнее для многих жителей Кёнигсберга.

   Обустройство курорта не могло обойтись без обустройства пляжных территорий. В 1908 году на берегу моря на сваях была построена деревянная прогулочная палуба-променад, к нему вели несколько спусков-серпантинов.

Положительную роль как в развитии курорта, так и в привлечении отдыхающих сыграл ипподром, открытый в Раушене обществом наездников. Город стал разделяться на две части: нижнюю — около озера, и верхнюю (выше на 40-50 м) у моря. Верхний посёлок располагался примерно на высоте до 60 м над уровнем моря, поэтому приятным событием в его жизни явилось открытие в 1912 году фуникулёра — 90-метровой наклонной рельсовой дороги для доставки курортников к морю и обратно. Фуникулёр просуществовал до 60-х годов XX в. и впоследствии был заменен лифтом и канатной дорогой.

После Первой мировой Раушен обзавёлся электростанцией и канализационной сетью. Местную власть в городе представлял муниципалитет, мэр одновременно являлся комиссаром курорта. Курортная служба разбивалась на две части: медицинская и хозяйственная. В период с 1 июня по 15 сентября (официальный курортный сезон) каждый прибывший на курорт обязан был в 24 часа встать на учёт в комиссариате курорта и внести в его кассу определённую сумму.

К началу Второй мировой войны город представлял собой высокоразвитый

европейский курорт с сетью гостиниц и лечебных баз. 14 апреля 1945 года,

практически без разрушений, город был взят советскими войсками. В 1946

году Восточная Пруссия была переименована в Калининградскую область,

а с 1947 года город стал носить название Светлогорск. Тогда же он стал

использоваться как курорт местного значения, а с 1971 года – республиканского.

В советский период курорт получил своё дальнейшее развитие. В это время были построены практически все ныне действующие санатории, пансионаты, дома отдыха и детские оздоровительные лагеря. Светлогорск стал одной из самых привлекательных здравниц на территории СССР.

В постсоветский период курортная специализация становится единственным

магистральным направлением развития округа. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 года Светлогорску был присвоен статус курорта федерального значения. С тех пор город стал себя ещё  позиционировать как культурно-деловой центр. Здесь проводятся международные конференции, саммиты, фестивали искусств, творческие мастерские и международные конкурсы, концерты.

Светлогорск – это место, к которому хочется возвращаться вновь и вновь!