«Из века в век…». Выставка новых поступлений Дома-музея Германа Брахерта.
Комплектование музейных фондов является одним из основных направлений деятельности любого музейного учреждения. Эта кропотливая, подчас кажущаяся незаметной работа, посвящена выявлению и сбору предметов, соответствующих профилю музея и его научной концепции пополнения коллекций. К тому же, формирование фонда – это интереснейший процесс, сочетающий в себе азарт собирательства со строгой системой научных знаний и предполагающий коллективную работу самых разных специалистов: хранителей, научных сотрудников, экспертов, юристов, финансистов и многих других. Только их слаженный совместный труд способен привести к тому, чтобы предмет, имеющий историческую и культурную ценность, был выявлен, изучен, оценен, приобретен и, наконец, включен в музейную коллекцию.
Экспозиция «Из века в век…», посвящённая научно-фондовой работе Дома-музея Г. Брахерта, знакомит с произведениями камерной скульптуры и документами, поступившими в музей за последние четыре года. Одним из крупных векторов общего развития музея стала разработанная в 2015 году концепция «Брахерт и современники», согласно которой собрание Дома-музея целенаправленно пополняется произведениями скульптуры мастеров-современников, а также «старших» коллег Германа Брахерта - представителей различных профессиональных художественных школ Европы, чьё творчество в разной степени повлияло на формирование таланта мастера. К таковым относятся представленные в экспозиции произведения немецких художников-скульпторов конца XIX – первых десятилетий XX вв. - «Амазонка» Г. Шивелькампа, «Кузнец» Ф. Иффланда. Особое исследовательское внимание специалистов Дома-музея Г. Брахерта направлено на творческий круг скульпторов-современников мастера, которые были связаны своим происхождением или работой с нашим краем – бывшими территориями Восточной Пруссии. Так, большой удачей для музея стали поступившие в коллекцию кабинетные скульптуры «Гермес» Э. Йегера, «Амазонка с лошадью», «Женская фигура», исполненные Э. Шмидт-Кестнером, замечательные образцы анималистической скульптуры прославленного мастера Л. Фордермайера («Треска», «Утки»). Не менее важным направлением в развитии собрания Дома-музея Г. Брахерта видится и выявление произведений, созданных учениками, последователями Г. Брахерта. Явную преемственность художественной манеры отражают находящиеся в экспозиции небольшая чугунная плакетка «Счастливого подъёма» Р. Даудерта, а также выполненные неизвестным автором медальоны «Другу нашей Школы».
Отдельным значительным направлением в комплектовании музейных фондов, является формирование коллекции произведений российских авторов – молодых профессиональных художников-скульпторов, чьи имена и таланты были выявлены музеем в результате выставочного взаимодействия или участия в скульптурных симпозиумах (с 2016 года организуемых Домом-музеем Г. Брахерта). Замечательным пополнением этого раздела собрания, характеризующим не только состояние современного искусства скульптуры, но и ярко демонстрирующим индивидуальность «петербургского стиля» являются произведения Виктора Морина «Иоанн Креститель» и анималистический триптих Станислава Внуковского «Еноты».
Нельзя обойти вниманием особую составляющую научно-фондовой работы Дома-музея Г. Брахерта – собирание коллекций редкой краеведческой книги и фотооткрытки. Музей ведёт активную работу по изучению истории и культуры посёлка Георгенсвальде/Отрадное, систематизируя сведения о природных особенностях, архитектуре, людях, связанных с этим местом, как довоенного, так и советского периодов. В этом году удалось получить в фонд редкой книги редчайшее издание «Балтийский морской курорт и санаторий Георгенсвальде», увидевшее свет в 1926 году. Примечательными образцами иллюстрированной периодики, посвящённой культуре, истории и географии Восточной Пруссии, являются также представленные на выставке журналы «Мериан» 1950-х гг. выпуска.
Интересным и наиболее значимым поступлением коллекции краеведческой открытки, безусловно, можно считать «пришедший» в музейные фонды уникальный снимок, выполненный известным кёнигсбергским фотохудожником Ф. Краускопфом в начале 1930-х гг. и изображающий процесс демонтажа (ныне не сохранившейся скульптурной композиции Г. Брахерта) из зала кёнигсбергского Парк-отеля.
Дом-музей Г. Брахерта – это не «застывшая мемория», а стремительно растущий и развивающийся живой организм. Одним из главных проявлений этого, на наш взгляд, является ведомая музеем научно-фондовая работа по комплектованию его собраний. Формирование и развитие музейных коллекций – процесс не быстрый, требующий особых знаний, предельной сосредоточенности, терпения, а главное, времени. Однако часть этого пути, пускай и не самая большая, уже проделана и её результат – нынешняя экспозиция «Из века в век…».
Выставка продлится с 19 декабря 2019 до 31 января 2020 года.